«Разделы сайта» — один из аналитических инструментов Рамблер/топ-100, позволяющих собирать и визуализировать данные о поведении посетителей на страницах сайта. В этой статье мы расскажем о том, кому может быть интересен данный отчёт, а также опишем конкретный пример решения задач, технические подробности настройки счётчика и разметки сайта.
Отчёт «Разделы сайта» полезен в первую очередь владельцам сайтов с чёткой иерархией: новостных ресурсов, интернет-медиа, энциклопедий, электронных библиотек, интернет-магазинов, любых каталогов или классифайдов.
Он позволяет отвечать на целый ряд вопросов, например:
- Какова посещаемость различных рубрик вашего сайта?
- Какие разделы или страницы (например, статьи или товары), привлекают больше внимания аудитории?
- Какой контент лучше вовлекает посетителей и дольше удерживает их на сайте?
- Какие статьи хуже всего удерживают посетителей? С каких статей посетители уходят сразу после просмотра или закрывают вкладку, даже не прочитав их?
Рассмотрим для наглядности контентный сайт для школьников и родителей. Допустим, иерархия страниц сайта такая:
- Младшие классы
- Развивающие игры
- Внеклассовые мероприятия
- и др.
- Средняя и старшая школа
- Отзывы о школах
- Шпаргалки и решебники
- Выпускной
- Олимпиады
- Учебники
- Школьная форма
- и др.
- Поступление
- ОГЭ и ЕГЭ
- Выбор колледжа
- Выбор вуза
- Репетиторы и курсы
- и др.
- Учебно-методические материалы
- 1 класс
- 2 класс
- 5 класс
- и др.
- Можно добавить блок с рекомендациями для продвижения страницы рубрики «Выбор вуза» и других релевантных рубрик с хорошей глубиной просмотра и средним временем
- На самые популярные страницы можно будет добавить больше рекламных блоков
- Страницы и рубрики с самым высоким показателем отказов необходимо переработать или вовсе пересмотреть их необходимость.
Для начала настроим сбор данных для отчёта. Для этого каждой странице сайта нужно присвоить свой уникальный идентификатор и указать его в коде счетчика в качестве значения атрибута chapters. Чтобы отразить в статистике иерархию страниц, идентификаторы нужно объединить в деревья вида 'landing::page_1::page_2' Значения chapters можно указать кириллицей для простоты чтения отчёта в будущем.
Например, для страницы «Поступление» код счётчика может выглядеть так:
<!-- Top100 (Kraken) Counter -->
// ...
var options = {
project: PROJECT_ID,
chapters: ['Поступление']
}; // ...
<!-- END Top100 (Kraken) Counter -->
Для страницы «Поступление/Выбор вуза/Московский Государственный Университет» — так:
<!-- Top100 (Kraken) Counter -->
// ...
var options = {
project: PROJECT_ID,
chapters: ['Поступление', 'Выбор вуза', 'Московский Государственный Университет']
}; // ...
<!-- END Top100 (Kraken) Counter -->
А для страницы «Средняя и старшая школа/Шпаргалки и решебники/Химия, 8 класс» — вот так:
<!-- Top100 (Kraken) Counter -->
// ...
var options = {
project: PROJECT_ID,
chapters: ['Средняя и старшая школа', 'Шпаргалки и решебники', 'Химия, 8 класс']
}; // ...
<!-- END Top100 (Kraken) Counter -->
Отчёт «Разделы сайта» повторяет иерархию сайта и будет выглядеть так:
Таким образом, если на сайте одновременно присутствует более одной логической структуры, можно задать несколько иерархий: тогда в отчёте будет присутствовать несколько деревьев. Их может быть сколько угодно, а глубина каждого ограничена тремя уровнями. Последним (четвёртым) уровнем в отчёте всегда идёт URL размеченной страницы.
А теперь вернёмся к вопросам, ответы на которые мы хотели получить.
Какой раздел сейчас самый популярный?
Как видно в примере отчёта, за выбранный временной период наибольшей популярностью пользуется раздел «Поступление», в котором по посещаемости лидирует рубрика «Репетиторы и курсы».
Какой контент на сайте лучше вовлекает посетителей и дольше удерживает их на сайте?
Глубина просмотра заметно выше для рубрики «Выбор вуза».
Какие статьи меньше всего интересны посетителям?
У страниц рубрики «Репетиторы и курсы» высокий показатель отказов: большинство посетителей читают одну страницу за визит и уходят с сайта. Это может означать, что те, кто ищут репетиторов, или быстро находят нужный им контент, или наоборот, разочарованно уходят.
Для владельца сайта эта информация может быть поводом для контентных и навигационных изменений. Например: