Разделы сайта

«Разделы сайта» — один из аналитических инструментов Рамблер/топ-100, позволяющих собирать и визуализировать данные о поведении посетителей на страницах сайта. В этой статье мы расскажем о том, кому может быть интересен данный отчёт, а также опишем конкретный пример решения задач, технические подробности настройки счётчика и разметки сайта.

Отчёт «Разделы сайта» полезен в первую очередь владельцам сайтов с чёткой иерархией: новостных ресурсов, интернет-медиа, энциклопедий, электронных библиотек, интернет-магазинов, любых каталогов или классифайдов. 

Он позволяет отвечать на целый ряд вопросов, например:

  • Какова посещаемость различных рубрик вашего сайта?
  • Какие разделы или страницы (например, статьи или товары), привлекают больше внимания аудитории?
  • Какой контент лучше вовлекает посетителей и дольше удерживает их на сайте?
  • Какие статьи хуже всего удерживают посетителей? С каких статей посетители уходят сразу после просмотра или закрывают вкладку, даже не прочитав их?

Рассмотрим для наглядности контентный сайт для школьников и родителей. Допустим, иерархия страниц сайта такая:

  • Младшие классы
    • Развивающие игры
    • Внеклассовые мероприятия
    • и др.
  • Средняя и старшая школа
    • Отзывы о школах
    • Шпаргалки и решебники
    • Выпускной
    • Олимпиады
    • Учебники
    • Школьная форма
    • и др.
  • Поступление
    • ОГЭ и ЕГЭ
    • Выбор колледжа
    • Выбор вуза
    • Репетиторы и курсы
    • и др.
  • Учебно-методические материалы
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 5 класс
    • и др.

    Для начала настроим сбор данных для отчёта. Для этого каждой странице сайта нужно присвоить свой уникальный идентификатор и указать его в коде счетчика в качестве значения атрибута chapters. Чтобы отразить в статистике иерархию страниц, идентификаторы нужно объединить в деревья вида 'landing::page_1::page_2' Значения chapters можно указать кириллицей для простоты чтения отчёта в будущем. 

    Например, для страницы «Поступление» код счётчика может выглядеть так:


    <!-- Top100 (Kraken) Counter --> 

         // ... 

               var options = { 

                   project: PROJECT_ID, 

                   chapters: ['Поступление']

                              }; // ... 

    <!-- END Top100 (Kraken) Counter -->


    Для страницы «Поступление/Выбор вуза/Московский Государственный Университет» — так:


    <!-- Top100 (Kraken) Counter --> 

         // ... 

               var options = { 

                   project: PROJECT_ID, 

                   chapters: ['Поступление', 'Выбор вуза', 'Московский Государственный Университет']

                              }; // ... 

    <!-- END Top100 (Kraken) Counter -->


    А для страницы «Средняя и старшая школа/Шпаргалки и решебники/Химия, 8 класс» — вот так:


    <!-- Top100 (Kraken) Counter --> 

         // ... 

               var options = { 

                   project: PROJECT_ID, 

                   chapters: ['Средняя и старшая школа', 'Шпаргалки и решебники', 'Химия, 8 класс']

                              }; // ... 

    <!-- END Top100 (Kraken) Counter -->


    Отчёт «Разделы сайта» повторяет иерархию сайта и будет выглядеть так:

    Таким образом, если на сайте одновременно присутствует более одной логической структуры, можно задать несколько иерархий: тогда в отчёте будет присутствовать несколько деревьев. Их может быть сколько угодно, а глубина каждого ограничена тремя уровнями. Последним (четвёртым) уровнем в отчёте всегда идёт URL размеченной страницы.


    А теперь вернёмся к вопросам, ответы на которые мы хотели получить. 


    Какой раздел сейчас самый популярный?

    Как видно в примере отчёта, за выбранный временной период наибольшей популярностью пользуется раздел «Поступление», в котором по посещаемости лидирует рубрика «Репетиторы и курсы».


    Какой контент на сайте лучше вовлекает посетителей и дольше удерживает их на сайте? 

    Глубина просмотра заметно выше для рубрики «Выбор вуза».


    Какие статьи меньше всего интересны посетителям?
    У страниц рубрики «Репетиторы и курсы» высокий показатель отказов: большинство посетителей читают одну страницу за визит и уходят с сайта. Это может означать, что те, кто ищут репетиторов, или быстро находят нужный им контент, или наоборот, разочарованно уходят. 

    Для владельца сайта эта информация может быть поводом для контентных и навигационных изменений. Например: 

    • Можно добавить блок с рекомендациями для продвижения страницы рубрики «Выбор вуза» и других релевантных рубрик с хорошей глубиной просмотра и средним временем
    • На самые популярные страницы можно будет добавить больше рекламных блоков
    • Страницы и рубрики с самым высоким показателем отказов необходимо переработать или вовсе пересмотреть их необходимость.